УВАЖАЕМЫЕ ПОСЕТИТЕЛИ!  ОБНОВЛЕНИЕ ЭТОГО САЙТА ПРЕКРАЩЕНО В СВЯЗИ С ЕГО ПЕРЕЕЗДОМ НА НОВЫЙ ХОСТИНГ. ПОЖАЛУЙСТА, ОБНОВИТЕ ВАШИ ЗАКЛАДКИ И ПОСЕТИТЕ НОВЫЙ САЙТDOC4U.RU

Лечение алкоголизма в Израиле
ГЛАВНАЯ ДЛЯ ПАЦИЕНТОВ ДЛЯ ВРАЧЕЙ ДЛЯ ТУРИСТОВ МОИ ЗАПИСКИ НАШИ ЗА БУГРОМ
НА ЛЕЧЕНИЕ В ИЗРАИЛЬ ВРАЧЕБНЫЙ ЮМОР ВСЯКАЯ ВСЯЧИНА ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ ОБ АВТОРЕ САЙТА ОТПРАВИТЬ ПИСЬМО


Новгородские ведомости
80 (1323)
2 июня 1998 года
Алексей КОРЯКОВ
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
АЛКОГОЛИКИ ЕСТЬ ВЕЗДЕ, НО В ИЗРАИЛЕ НЕМНОЖЕЧКО ДРУГИЕ

Около двух лет назад "Новгородские ведомости" опубликовали цикл бесед с известным в нашем городе психотерапевтом и наркологом Владимиром Квинтом. А последние полтора года Владимир Хацкелевич провел в Израиле, работал, учился чему-то новому у коллег. О том, как там "с этим ( и не только этим) делом", мы и попросили рассказать нарколога по возвращении в Новгород.

- Владимир Хацкелевич, считается, что Израиль - страна довольная, страна богатая. Причем такая страна, у населения которой практически нет алкогольных традиций. Так ли это, если в сравнении?

- Если в сравнении, то это действительно так. Алкоголиков, в клиническом смысле, в Израиля все-таки много меньше. Привычки иные, традиции, да и- климат. Жить от запоя до запоя в практически постоянной тридцатиградусной жаре, поверьте, более чем сложно. И все-таки эта проблема существует и там. Что касается разницы между "там" и "здесь", то она очень ощутима в отношении к людям, больным алкоголизмом. Если "здесь" до сих пор - в массе своей - не определились, считать ли алкоголизм болезнью, то "там" люди с диагнозом "хронический алкоголизм" признаются инвалидами. И, как прочие инвалиды, получают от государства пенсию, достаточную для того, чтобы прожить, не испытывая особых материальных проблем.

- А как практически решается вопрос о признании алкоголика инвалидом?

- Он сам должен обратиться за медицинской помощью. Обычно достаточно этого: "Я болен. Мне не справиться со своей проблемой. Я не могу работать, меня отовсюду увольняют". Проводят медицинские обследования, и, если все так, его признают инвалидом... Такие люди, увы, и на улицах Израиля встречаются достаточно часто. Их можно видеть, например, сидящими с бутылкой водки (на всю жизнь запомнил название "Тройка". Израильская водка с чисто русском названием) возле магазинов. Интересно отношение коренных израильтян к таким людям. Хотя те обычно откровенно и не просят милостыню, нет-нет, а какая-нибудь сердобольная дамочка или интеллигентного вида старичок что-то обязательно предложат страждущему: пирожок, фрукты".

- Как такая инвалидность называется официально, неужели "инвалид по алкоголизму"?

- Для окружения это не имеет значения. Там не принято через увеличительное стекло интересоваться жизнью другого человека. И другой человек не склонен много рассказывать о себе.

- А устроиться на работу с такой инвалидностью можно?

- Практически невозможно.

- Есть ли в Израиле коренные отличия в лечении этой болезни?

- В израильских больницах очень высокая техническая оснащенность, шире арсенал применяемых средств. Например, не редкость, когда при лечении применяется ЭСТ - электросудорожная терапия. Хотя существуют две противоположные точки зрения на ЭСТ: с одной стороны, считают, что эта терапия - не самая гуманная, с другой - практика показывает, что при всем при том она достаточно эффективная. Нередко после ЭСТ-терапии больной мало помнит о том, что предшествовало сеансу. Дабы подкрепить психотерапевтический эффект, многие снимают сам сеанс на видеокамеру. Потом, когда больной просматривает запись, у него возникает совершенно естественная реакция: "Господи! Да неужели ж это я?.." А что касается медикаментов, то в Израиле применяют достаточно много аналогов. Но фармакопроизводство там тоже на более высоком техническом уровне.

- Владимир Хацкелевич, сколько я знаю, в Израиле вы занимались не только наркологией, но и работали в психиатрической больнице...

- Не в психиатрической больнице, а в психиатрическом отделении большого многопрофильного стационара в Хайфе, где в основном лежали пациенты, находившиеся в депрессивном состоянии. Причем всегда было очень много эмигрантов из России. Это достаточно естественно. Считается, что адаптация к новым условиям жизни продолжается от семи до девяти лет.

- С чем связаны психологические проблемы эмигрантов? Ведь, казалось бы, человек приезжает туда, куда стремился. Приезжает по доброй воле...

- Эти проблемы в большинстве своем переживают люди среднего и старшего возраста. Если опять же сравнивать "там" и "здесь", то "там" практически все - другое. Очень отличается климат: летом кондиционер практически не выключается, если нет кондиционера, постоянно работает вентилятор. Настолько жарко, что люди встают ночью по нескольку раз и принимают холодный душ. Резко меняется и характер питания. Традиционная кухня, к которой привык человек, выросший в России, разительно отличается от того, как питаются израильтяне. Там очень редко готовят первые блюда. Там нет черного хлеба... И такие, казалось бы, мелочи имеют немалое значение для развивающегося психологического дискомфорта. И, наконец, человек попадает в среду, где разговаривают на ином языке...

- Но, я слышал, в Израиле можно и с одним только русским прожить?

- В Израиле сейчас около 500 тысяч эмигрантов - выходцев из России и стран СНГ. Практически каждый десятый. Да, в магазине на ваш русский вопрос можно получить и русский ответ. Более того, не только эмигранты изучают иврит, но и коренные израильтяне, так уж получается, осваивают русскую речь. Наверное, каждый знает слова: "хорошо", "здравствуй", "спасибо"." И все равно, если говорить о среде, то она - "инакоговорящая". А многие пожилые люди в возрасте за 60 лет вообще отказываются изучать новый для них язык. Отсюда - проблемы.

- А отношение коренных израильтян к эмигрантам? Как вас, например, врача, принимали в медицинском сообществе?

- Отношение израильтян в основном положительное. Существует государственная концепция, религиозная, что все люди, причастные к идее иудаизма, не могут подвергаться какой бы то ни было дискриминации. Что касается профессии, российский диплом в Израиле признается. И не только врача, но и экономиста, юриста и т. д. А вот поиск работы - это проблема.

- С чем неожиданным для себя как профессионала вы столкнулись в Израиле?

- Например, с тем, что там достаточно много случаев суицидов. По религиозным законам иудаизма покончить жизнь самоубийством - большой грех. И тем не менее. Что интересно, там крайне редки "демонстративные суициды". Когда человек, по большому счету, стремится не к смерти, а к тому, чтобы привлечь внимание к его личности и к проблемам: "Посмотрите, как мне плохо, как я несчастен!"... Случаи суицидов, как правило, носят там завершенный характер. Если человек принимает решение уйти из жизни, он делает это очень точно и четко. Хотя, в целом, причины суицидов и принципы их терапии везде одинаковы. Суицидальные настроения, например, более характерны для болезненно ранимых юношей и девушек в пору первой любви, особенно-безответной. Достаточно бывает, мелочи, чтобы привести в действие все дремлющие в человеке механизмы. Старое как мир: "Танцует девушка с другим...". И все. Человек, не решаясь противопоставить себя сопернику, становится агрессивен по отношению к самому себе: вскрывает вены, пытается броситься с высоты, повеситься... Этим людям нужна экстренная помощь психотерапевта. Терапия, направленная на то, чтобы повысить внутреннюю "самоценность" такого человека и помочь ему более реально увидеть образ возлюбленной или возлюбленного. Чтобы он от идеала, от поклонения, от сугубо романтического восприятия потенциального партнера вернулся к реалиям мирской жизни и, простите за приземленность, мог без содрогания смотреть рекламу женских прокладок по телевизору. И замечательно, когда после психотерапевтического лечения у человека появляется чувство сохранения рода: "Что останется после меня?". Это благоприятный исход. А вообще, причин суицидов очень и очень много, и они достаточно исследованы. Установлено даже время, на которое приходится большинство попыток самоубийства: это 4 часа утра.
А вот другая проблема, которой я много занимался в России, - "лечение семьи" - для Израиля не проблема. Семья в Израиле исключительно крепкая, и бракоразводные процессы очень редки. Для израильтян развод, скорее, не способ решения межличностных отношений, а акт, экономически обусловленный. Например, когда один из супругов уезжает в другую страну, а сохранение брака этому препятствует. Как мне кажется, причина крепости израильской семьи- в традициях, в религиозных представлениях о добродетели. Мужчина в израильской семье действительно лидер. А женщина с детских лет воспитывается так, что она подчинена воле мужчины. Сначала отца, потом мужа. А в России "болезнь семьи" болезнью и остается. - А какие симптомы? - Скорее не симптомы, а синдромы. Первый тип - это борьба за лидерство: с сорами, руганью... Каждому хочется утвердить свою модель семьи, свои представления о роли супругов. В таких семьях ослаблено сопереживание друг другу, неудача одного из супругов приносит скрытую радость другому. Второй тип - это псевдосотрудничество. С преувеличенной заботливостью друг о друге на людях. Но... В таких случаях супруги воспринимают только положительные черты партнера. Слабости другого не вызывают сопереживания, а муж (или наоборот) приемлет жену только в положительных (для себя) эмоциях. Девиз супружеского бытия: "Мне хорошо, и тебе должно быть хорошо, Если тебе плохо, то я этого не поднимаю"... Но к какому бы типу ни относилась "больная семья", ее члены идут (если идут...) к психотерапевту с одним заказом: "Как вернуть любовь?". Существует множество методик, например, техника психокатарсиса. Когда врач вначале предлагает каждому из супругов вспомнить о своем партнере все самое плохое, самое гадкое, о чем никому нигде никогда не расскажешь, а потом все... самое хорошее. Это один из механизмов возвращения любви в семье. Существуют, конечно же, и многие другие наработки. Но все это, должен сказать, не такая простая и легкая работа.

- Но это проблема все-таки здоровых людей. А у нас в последние годы настоящей бедой, например, стала и наркомания.

- Эта беда - беда и для Израиля. Там она существует и как полицейская проблема, и как медицинская, и как социальная. Полицейская проблема решается жестко, потому что контроль за ввозом наркотиков в Израиле очень и очень строгий. Огромные штрафы за хранение наркотиков, продажу и значительные сроки тюремного заключения. Хотя в принципе я считаю, что алкоголизм, что наркомания - болезни, очень тяжело поддающиеся лечению. В медицине есть такое понятие: "проблемы зависимых людей". И, если говорить именно о медицине, смысл психотерапевтической деятельности в этих случаях - вывести человека из состояния зависимости с установкой на исключительно трезвый образ жизни. По окончании такой деятельности лучше всего, если человек находит группу с подобной же проблемой в прошлом, группу, в которой легче и естественней жить, потому что все остальные члены такие же, как и ... ты. Сейчас наработки есть и в этом направлении, и называются такие группы "группами АА" - анонимных алкоголиков. Есть они и в Израиле, и в Новгороде.

Беседовал Алексей КОРЯКОВ.